Основные положения Федерального Закона «Об   основных   гарантиях избирательных прав и права  на участие  в  референдуме граждан  РФ»

 

Принятый в 1997 году Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»  приблизил российское законодательство к демократическим стандартам избирательного права, зафиксированным в таких международных юридических документах как «Всеобщая декларация прав человека», «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод», в документах СБСЕ и Межпарламентского Союза [3, с. 26].

 

Этот закон, вкупе с конституционными нормами и другими российскими законами, устанавливающими выборность органов государственной власти и местного самоуправления, фактически определил характер избирательных кампаний, состоявшихся в нашей стране в последние четыре года. На основе этого закона были приняты новые Федеральные законы "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и «О выборах Президента Российской Федерации»; практически все субъекты РФ обновили свое избирательное законодательство. 

 

Ныне действующий закон регулирует выборы, организуемые в  РФ  на  всех уровнях, включая выборы депутатов   ГД,  органов государственной власти почти всех российских регионов и бесчисленное количество выборов в органы местного самоуправления. 

Он  содержит  подробные  положения, определяющие и регулирующие все стадии, и с аспекты  избирательного  процесса. 

 

Следует выделить важнейшие его положения и тезисы:

 

Ø     Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании[12, с. 71]

 

Всеобщим является такое избирательное право, при котором все взрослые граждане имеют право участвовать в выборах. Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, устава" ми, законами субъектов Российской Федерации, – быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления[12, с. 81].

 

Ø     Выборы, проводимые в Российской Федерации, являются равными. Это означает, что каждый избиратель имеет один голос и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Таким образом, только при наличии двух названных элементов выборы могут считаться равными [12, с. 82].

 

Ø     Выборы в Российской Федерации являются прямыми. Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно[12, с. 88].

Важное преимущество прямых выборов заключается в том, что все избираемые органы государственной власти являются непосредственно представительными органами народа. Тем самым создается возможность постоянной тесной связи этих органов с избирателями, постоянного контроля населения за их работой.

 

Ø     Голосование на выборах в Российской Федерации тайное. Это означает, что исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. В Российской Федерации обеспечивается тайна голосования. Избирателю предоставляется возможность использовать особую комнату или закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня. В этих помещениях во время заполнения избирательных бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, включая и членов избирательной комиссии. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично[12, с. 91].

Ø     Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе воздействовать на гражданина, чтобы принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается и тем, что проведение агитации в день выборов в помещении для голосования не допускается[12,с. 93].

 

Избирательные права граждан Российской Федерации имеют ряд гарантий, в качестве которых выступают, в первую очередь, разные стороны организации и проведения выборов.

            Выше упомянутый  закон  является  фундаментом  российской   избирательной системы, о чем говорит хотя бы даже то, что он устанавливает  единообразную процедуру на выборах всех уровней. В соответствии с ним, субъекты  федерации, местные органы власти лишены гибкости нововведений и  не  оставляет  места экспериментированию с иными методами  голосования.  

 

Помимо принципов, перечисленных в Законе, существует ряд принципов, декларируемых в международных юридических документах подписанных представителями Российской Федерации. Так, во Всеобщей декларации прав человека утверждается принцип «нефальсифицированности» выборов. Чаще в качестве принципа употребляется более широкий термин «справедливые выборы», а также термин «подлинные выборы» [4, с. 16]. 

Но если все-таки немного отклонится от сухих и выверенных строк нормативно-правового акта и обратиться к профессиональной статье М. П. Белоусовой,  кандидата социологических наук, то процесс выборов, с точки зрения ученого, трактуется как  «ритуал, служащий  мифу о картине стабильной  демократической  страны  и  для  мирового  сообщества,  и  для  российского общества» [2, с. 20]. 

Миф – это ритуалы, священные писания, обряды и таинства, жертвоприношения, мавзолей, собрания (съезды?), боги и пророки (вожди?), спаситель. В мифе есть теоретический и практический уровень, и именно  практический слой мифа реализуется в ритуале. Выборы, как ритуал, нуждаются в порядке, и мы его находим в процедуре голосования, где есть сценарий, реквизит, участники. Совершаемое жертвоприношение голоса оправдывает смысл происходящего. Невидимый подсчет голосов придает ритуалу священность и таинственность. Появление новых информационных технологий лишь повлияло на способы и форму массовой трансляции мифологических установок. Но содержание осталось такое же, как и в первобытном мифе: человек остается заклинателем природы, предсказателем судьбы, творцом социальных систем.  Ритуал голосования позволяет почувствовать себя человеком действующим, не влияющим, но хотя бы причастным творцом социального [2, с. 21].